Ян (arbaletfire) wrote,
Ян
arbaletfire

Category:

История одного проекта и "кухня" создания одной картины.

Хотел написать о цензуре в русском сегменте ЖЖ , да как-то не ново, и я решил перейти на личности. )))
В этой теме, когда поздравлял своих друзей с Рождеством, я поместил свою работу. И, как мне показалось, Вам, друзья, это стало интересно.
Поэтому я, сегодня расскажу Вам историю создания другой своей работы с ее кухней и задачами, которая является центральным полотном одного ансамбля.
У любого объекта, независимо от его масштабности и визуализации, будь это картина или архитектурный ансамбль, должен быть центр; который притягивает взгляд, являясь доминантой и воплощением всего задуманного.
В моем проекте это была Тайная Вечеря. Очень известный сюжет, который исписан художниками вдоль и поперек, причем сделано это было некоторыми из них сверх гениально - чего стоит только "Cena del Signore" Леонардо да Винчи.
Сам сюжет с точки зрения иконографии одинаков на протяжении всего периода существования христианства, поэтому типичность композиции и расположения фигур в холсте банальна до простого. Передо мной не стояла задача повторить шедевр Леонардо, да я и не хотел, но создать каноническую вещь через призму своих знаний и умений, по-своему, как я вижу, было нужно.
Напоследок искусствоведческой справки, обращусь еще раз к росписи в Санта-Мария делле Грацие: примечательность состоит еще и в том, что ее создатель был математиком в прямом и переносном смысле. Там все рассчитано до деталей.
Каноничность изображения сюжета различалась между ветвями христианства. И если в западноевропейской школе, Христа со учениками, изображали восседающими за столом, то в русской и византийской - на полу (земле), согласно Евангелию и восточным традициям. Однако слияние культур при Петре I наложило свой отпечаток на искусство в России, и к 19 веку встретить иконостас в "фряжском стиле", где-нибудь в глуши, было обыденным делом.
Так как исторических свидетельств о том, какой именно был иконостас при царе горохе, а храму уже больше ста лет, почти не сохранилось; то консилиумом из заказчика, ныне уже к сожалению почившего, известного ученого-реставратора Алешина А.Б. (научного руководителя), генподрядчика и меня, как руководителя проекта и непосредственного исполнителя, решили основываться на одном достоверно известном факте, что иконостас был писан в академическом стиле.
Определившись с сюжетными композициями, работа закипела.
Из 21-го полотна я взял себе самые большие и сложные многофигурные сюжеты, а остальные распределил между подчиненными.
Тайная Вечеря (далее в тексте ТВ) самая большая композиция по размеру (205 см. на почти метр), к тому же нужно было гармонично вписать в полукруг сам сюжет, что только добавляло трудностей. Эскизная часть в таких глобальных вещах несет только композиционную задачу - расположение масс в холсте и их взаимосвязи, подчиненные центру, никаких деталей.

Утвердив эскиз, да и всю эскизную часть работы, нужно было придумать колористическое решение всего ансамбля иконостаса. И с его помощью объединить не соединяемое, т.е. разные руки. Это значит, чтобы работа Васи смотрелась рядом с Петиной более или менее одинаково; особенно учитывая то, что Вася не "в зуб ногой" в написании драпировок, а у Пети никогда не получалось сфуманто. Да, именно так, за то другие вещи они делали вполне сносно, а пускать чужую руку им не хотелось, из-за боязни потерять часть средств. Однако всех сразу предупредил, что, несмотря на демократичность подхода, второй раз за «косяки» предупреждать не буду, ибо начальник, шарю, да и отвечаю личными финансами и имиджевым статусом. Все всё поняли и согласились.
Вы, наверное, скажите: к чему такие жертвы, не проще ли найти хороших художников – увы, нет. Хороших действительно мало, из имеющихся, большинство безответственно; да, они талантливы, но не самоорганизованны и любят «понтоваться». А такой подход в любом деле чреват крупными неприятностями, поэтому с журавлями мне особо не по пути.
Так как я сам художник, то имею полное представление о потребностях и желаниях своего брата, поэтому еще пришлось вести делопроизводственную нагрузку и прописывать в договорах чуть ли не платный пук, чтобы потом не в коллективе, не у генподрядчика, не у заказчика не возникло вопросов, и все были довольны.
Углубился я чего-то в бюрократию...
Возвращаясь к ТВ, цветовое решение устраивало и осталось дожидаться выполнения ряда технических обязательств со стороны генподрядчика.

Пока суд да дело, уточнялись детали композиций, выполнялись картоны, (картон - линеарный рисунок в натуральную величину будущей картины с незначительной деталировкой, но хорошей проработкой фигур с учетом линейной перспективы) закупались материалы.
Так как каждый этап был строго оговорен, он завершался подписанием двухсторонних актов приемки.
Подготовительная часть работ окончена и начался процесс в материале.
До времени "ч" оставалось три месяца, а у меня кроме ТВ было еще две не маленьких вещи (150 см. по большой стороне). Цейтнот пошел с первых же дней.
Я не знаю, есть ли руководители в других сферах деятельности, которые вкалывают в частности и физически, наравне с подчиненными, а может и более – но в сфере искусства такие есть :) (это не бравада). Да, скажу сразу , художник, выглядящий как хиппи – может быть только художником по жизни, но не в ремесле. Личный опыт показывает, что уровень их подготовки весьма ограничен. Ему же не только кисточку держать нужно.)))
В общем, как в старом анекдоте –«физически крепкие ребята, с поставленным ударом…»
Работа шла, по 12 часов, причем для всех по силам, с перерывом на обед и просматриванием чемпионата Европы по футболу,) всех подсадил.))) Часа на поесть хватало, ибо благодаря моей, уже фирменной фишке, генподрядчик обеспечил коллектив яствами на протяжении всего времени, даже вынужден был купить холодильник). Художник должен быть сытым, иначе хрень намалюет.) Я конечно не буржуй, и не стоял с секундомером на входе и выходе; люди взрослые, свой объем знают, сделаешь говно или не вовремя – будешь оштрафован, причем далеко не на тысячу целковых; потому, что переделывать может, придется товарищу – а любой труд должен быть оплачен.
Рисунок перебивается на холст довольно быстро, имприматура (наследство итальянской школы живописи ЭВ) была обсуждена на коллективном творческом совете еще до этого. И вот начались первые сложности, которые бывают у всех без исключения: рисунок перебить – одно, но сгармонировать линии и выстроить тела с учетом объема – другое, особенно когда на картон нет много времени. Вот тут, для правильного построения сочленения суставов, друг другу и пригодились – посадил товарища, как надо, набросал и вперед.

Рисунок готов, все идут почти ноздря в ноздрю. Попутно я веду и другие свои работы, впрочем, как все – почти поток.
Работа в краткие сроки накладывает свои отпечаток на производственную часть – и если в вузе учат работать целиком, раскрывая постепенно, то в данном случае идет работа "от куска".

С опытом это делается намного легче, чем в первый раз,) так что не бойтесь писать от куска – развивает пространственное мышление и творческую память. Высший пилотаж - это когда художник, при рисовании обнаженной модели (лучше с натуры);), на чистом листе начинает с уха и, одной линией, завершает рисунок на пятке.
Я работаю «с куска», да и привык уже; единственное что, это никогда не мешаю технологические этапы - пишу (художники пишут, а не рисуют – это своего рода цеховой сленг%)) по классическим канонам. Масляная живопись по определению заключает в себе многослойность, именно на оптических эффектах соединения слоев разной прозрачности построено ее богатство. Без этого картина будет просто постер. Единственный случай, когда пишется в один слой – это этюд, этюд живет совсем по другим законам восприятия, у него цели другие.
Рассказывать вам, как я наношу колер кистью на полотно – наверно будет скучно, это же однообразная работа,%) хоть и от нее появляется картина.

В общем, смотрите, как рождается картина, фотографии не показывают всей кухни, ибо периодами было не до фотофиксаций. Единственное, что грустно во всем этом – расставаться приходится.
Картины же, это как дети, а в детей вкладываешь душу, у меня, по крайней мере, так. )

(желтое, т.к. фотографировалось при искусственном освещении)


начало прописки и моделировка объема






















Так картина выглядит и по сей день.

Если вдруг возникли вопросы – прошу.)
Tags: для друзей, жизнь, история, кухня искусства, личное, не проходи мимо, отляпотированно, познавательно, полевой фарш, творчество, фото, чуток о себе
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments